На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Древняя Скандинавия

15 подписчиков

Материальная культура

Голова животного с бронзового изделия с корабля, найденного в Борре.

Культура

В жизни скандинавов в конце 8 – первой половине 9 вв. произошёл резкий сдвиг – перерыв в медленном постепенном развитии. Среди них появляется новый тип людей – мореплаватели, искатели добычи, имеющие связи в разных странах. Что бы понять причины, которые заставили порвать со всем традиционным укладом жизни и отправиться в дальние страны, нужно заглянуть в духовный мир скандинавов эпохи викингов. Сложность в данном случае в том, что основные памятники скандинавского эпоса и произведений литературы, в которых можно было бы почерпнуть представления о духовной жизни и религии древних скандинавов, относятся к более позднему времени. Песни о богах, героях, известных под названием “Старшей Эдды”, как и большинство исландских саг, дошли до нас в записи 13 в. Поэтому более верным путём для познания духовной жизни скандинавов эпохи викингов было бы исследование современных ей источников. Известна поэзия исландских и норвежских скальдов-поэтов, живших в 9-11 вв.; их песни сочинялись устно и были записаны много позднее, в 12-13 вв., в виде отрывков, цитируемых в сагах.

Также имеются краткие рунические надписи, вырезанные на камнях, оружии, дереве. Важный материал даёт изучение форм и характера погребений: оно может пролить свет на верования скандинавов и на их представления о смерти и загробном мире. Наконец, существуют произведения искусства – изображения, орнаменты, украшения, ремесленные изделия.

Картина мира, лежавшая в основе мировосприятия скандинава, диктовалась той моделью, какую давала жизнь в усадьбе. Мир людей, как он воспринимался в ту эпоху, именовался “срединной усадьбой”, Мидгардом; это был благоустроенный мир культуры. Вокруг него находился мир неосвоенной и враждебной стихии, хаоса - Утгард, “то, что расположено за пределами усадьбы”; этот мир населяли чудовища и великаны. А над миром людей возвышалась “усадьба богов”, Асгард, враждовавших с великанами и защищавших от них “срединный мир”.

Древняя религия скандинавов основывалась на поклонениям силам природы. Эта черта сохранилась в памяти о “старших богах” - ванах. Ньерд, Тир, Улль, Фрейр, Фрейя были плодородия и изобилия, неба, солнца, морской стихии. К началу эпохи викингов в религиозных представлениях скандинавов произошли некоторые сдвиги. Главное место в скандинавском пантеоне перешло от ванов к асам. Согласно легенде, между асами и ванами произошла война, закончившаяся соглашением и обменом заложниками.

Видимо, в этой легенде нашёл отражение конфликт двух религий, а может быть, и какие то столкновения между племенами. Постепенно складывается представление об асах, как о семье богов, живущих, подобно людям в своей усадьбе Асгард. Главой рода асов был Один. По верованиям скандинавов, умершие попадали в Хель – мрачное царство мёртвых, где царят холод, печаль, где все бездеятельны. Но воины павшие в бою считались избранниками Одина. Они получали доступ в Валхаллу – огромный чертог Одина. Туда плыли на кораблях или ехали на конях, о чём свидетельствуют погребения и рисунки на камнях. Когда наступит конец света, Один пойдёт в бой во главе своего воинства. Один был не только военным вождём, зачинщиком битв. Он – и вечный странник, никогда не остающийся на одном месте, старец в надвинутой на глаза шляпе. Верхом на восьминогом коне Слейпнире, в сопровождении волка и воронов, он постоянно охотится. Он же покровитель торговли, воплощение высшей мудрости.

Широко популярен был также бог грома и молнии, рыжебородый силач Тор. Амулет, изображавший молот Тора, можно найти во многих погребениях. Его изображение скандинавские правители чеканили на своих монетах. Норвежские и исландские конунги считали себя его потомками, викингов иногда называли “народом Тора”.

Религия скандинавов не была проникнута моральным пафосом, нравственные понятия добра и зла в абстрактной форме были им чужды. Для достижения успеха в чужой стране викинг, купец, переселенец должны были заручиться поддержкой господствующего в ней бога, ибо, по их представлению, божества, которые правили у них на родине, вне Скандинавии силы не имели. Скандинавы принимали христианство в Европе, а по возращении домой вновь становились язычниками. Христианское учение о грехе и искуплении оставалось чуждым их сознанию. Христа они воспринимали как могучего витязя, правителя многих народов. Таким он изображён на знаменитом еллингском камне. Он изображён здесь скорее как воин с распростертыми руками, чем страдалец.

Золотой клад из Мона в Норвегии. Вторая половина IX века.

Государства викингов

История Норвегии

Вторая половина XI века – относительно благополучный период в истории средневековой Норвегии, когда было положено начало процессу консолидации страны. Ещё при Харальде I Прекрасноволосом королевство с центром на западном побережье пыталось расширить своё господство на другие регионы, но только король Олафу II Святому, правившему Норвегией с 1015 по 1028 годы, впервые удалось за короткое время подчинить себе большую часть территорий.

Вскоре датчане захватили значительные области, освободить которые норвежцам удалось только после смерти датского короля Кнута Великого в 1035 году. Во время правления Магнуса I Благородного и Харальда III Сурового норвежцы неоднократно совершали набеги на соседние скандинавские страны. Внутри страны Харальд Суровый смог установить прямой контроль над всем королевством, в частности, над земледельческими районами Трённелага и Оппланна. С гибелью Харальда Сурового, пытавшегося занять английский трон в 1066 году, закончилась эпоха завоеваний викингов, которая продолжалась три столетия.

В течение 27 лет страной правил Олаф III Спокойный, первый из норвежский королей, умевший читать и писать. При нём активно велась внутренняя и внешняя торговля, появились купеческие гильдии, отдельные поселение приобретали городской статус, укреплялась власть духовенства и позиции Римского престола, начали сооружаться каменные церкви, развивались связи с государствами Западной Европы. Но через два года после его смерти, в 1095 году, Норвегия вновь разделилась и управлялась двоюродными братьями Хоконом Магнуссоном и Магнусом III Босоногим, которые по многим вопросам не желали достигать согласия, выступали друг против друга, используя вооружённые дружины, привлекая на свою сторону крупных землевладельцев – бондов. Это ослабляло страну, замедляло развитие государственных институций.

В результате процесс объединения норвежских земель в единое государство занял почти три столетия и сопровождался, с одной стороны, развитием экономической жизни (главным образом, земледелия и торговли), с другой, – жестокими и опустошительными внутренними междоусобными войнами. Препятствием для интеграции были медленные темпы развития социальной и политической систем, противоречия между королём и знатью (одна из главных тем песен скальдов и саг).  Если король и его приближённые хотели распространить власть за пределы своего удельного королевства, им приходилось заключать союз с хёвдингами и бондами на местах, привлекая их к выполнению функций управления и гарантируя защиту и часть прибыли.

Но такой способ управления был палкой о двух концах. Хёвдинги переставали служить королю, если это уже не соответствовало их интересам. Союзником королевской власти выступало духовенство. Короли-миссионеры приняли христианство, пребывая за границей, участвуя в крестовых походах. Они пытались перенести характер европейских отношений между монархами и церковью на норвежскую почву. Для этого существовали не только религиозные причины. Введение новой религии должно было помочь разрушить старую языческую общественную организацию, которая стояла в оппозиции королю.

Поэтому комбинированный процесс объединения страны и её христианизация сопровождался конфискацией больших сельскохозяйственных дворов, где поклонялись языческим богам, и передачей земельных угодий церквям и монастырям. Важным фактором политико-организационного развития Норвегии была потребность в поддержании спокойствия и порядка, правовая и политическая стабильность в стране. Функции верховного судьи и верховного военачальника исполнял король.

Скальды воспевали в своей поэзии выдающихся норвежских королей Харальда I Прекрасноволосого, Хокона I Доброго и Олафа II Святого, которые беспощадно наказывали воров, мародёров и других преступников. Судопроизводство постепенно приносило доход королевству в виде штрафов и конфискаций. Позже это привело к расширению правового и административного аппарата, который стал опорой королевской власти.

Ранняя Норвегия

Об истории Норвегии раннего периода современным историкам известно немногое. Имеются сведение о том, что  первые племена, поселившиеся на территории Норвегии оттеснив при этом финских кочевников, являлись представителями скандинавского племени. Эти поселенцы и  стали предками жителей современной Норвегии. Однако, несмотря на этот общепринятый историками факт,  до сегодняшнего дня остается неизвестным  процесс самого заселения.

В разные века существовали разные мнения по этому поводу. Например, такой ученый как Мунх, а также его последователи  были уверены в том, что территория Норвегии заселялась именно со стороны севера, и только потом  пришлые племена  стали расселяться  в центральной части, а также на западном побережье. Историки более позднего периода имели противоположное мнение и утверждали, что процесс заселения шел от юга на север.

Данная точка зрения более объективна, поскольку имеет археологические доказательства. Если брать во внимание  древние норвежские саги, то в соответствии с ними можно сделать вывод, что в ранний период истории норвежцы расселялись, как правило, по берегам рек. Однако поселения того времени еще  нельзя назвать сплоченным политическим целым – население  было разделено на множество отдельных групп, которые назывались фюлк.

Во главе каждой группы стоял конунг, то есть верховный правитель или попросту вождь. Помимо этого, у населения довольно рано появилась потребность в выработке некоторых прав и законов, которые бы смогли регулировать отношения между группами и предотвращать постоянные воины. Для того, чтобы решать вопросы такого рода, несколько отдельных групп собирали общий тинг, то есть собрание. Такие собрания созывались в наиболее благоприятный сезон года и в определенном месте.

Посещать тинг могли любые члены общества, однако право решать вопросы давалось только отдельным людям, которые и были представителями  верховного суда.  Как правило, этих людей от каждой группы назначали конунги. В более поздний период территория государства была разделена на округи, которые имели своё собственное верховное собрание, а также обычаи и законы.  Помимо этого, разделение существовало и в группах – фюлки делились на сотни.

Во главе этих единиц стояли херсиры – они занимались не только гражданскими делами общества, но также и религиозными. Должность херсиров была исключительно наследственная, и получить ее иными путями было невозможно. Если говорить о конунгах, то считалось, что они происходят о бога. Помимо функций вождя в обычной жизни общества, они также  являлись представителями групп в различного рода внешних вопросах и возглавляли войска во время воин.  Однако при этом, права конунга довольно сильно зависели от размеров земельных наделов и их личных качеств.

Крестьяне каждого их фюлков платили своему вождю виру, если ими нарушался мир в группе, и приносили ему дары.  В том случае выбора насилия, жителям группы посылались стрелы, которые символизировали то, что конунга необходимо убить. Если верховного правителя не удавалось убить, то он пожизненно изгонялся с территории государства. В данном случае приемниками вождя могли быть его дети,  причем как законные, так и незаконные. Однако все они должны были доказать свое высокое происхождение посредством испытания железом.

Норвежское время раннего периода состояло из двух сословий – крестьян и королей.  Кроме того, существовали в то время  и несвободные люди, которые назывались  треллы.  Как правило, рабами были пленники, однако обращались с ними не слишком сурово.  Естественно, жизнь несвободных людей полностью зависела от их хозяев, а после смерти, рабы не имели доступа к Валгалле, куда по приданию попадали только те свободные люди, которые благородно пали в бою.

Звание крестьян в Норвегии считалось почетным, однако было отнюдь не престижным служить у конугна. В некоторых случаях, работа у вождя даже наказывалась и была позорной.  Поэтому правитель, как правило, имел на своих землях специальных рабочих. Кроме того, во владениях конунга проживало и его войско. Военные люди служили правителю, а значит,  не подпадали под категорию свободных, но при этом, они обладали полной личной свободой.

Доисторическая Норвегия

Первобытная доисторическая эпоха в Норвегии начинается с момента появления на ее территории гоминидов. Данный процесс был достаточно затяжным, поскольку ледник на этой северной территории отступал медленно и неравномерно. Потепление климата обусловило появление первых человеческих поселений на западном побережье Норвегии на рубеже XI-X тысячелетий до н.э.,  т.е. в эпоху позднего палеолита и мезолита.

Заселение этих земель шло по суше и по морю. Предки современных норвежцев принадлежали к археологическим культурам, локализованным на современной территории Германии и Нидерландов. Основными занятиями населения этого периода стала охота на оленей, морской тюленевый промысел и собирательство, осуществляемые при помощи кремневых и костяных орудий труда. Данная историческая эпоха нашла свое выражение в культурах Фосна и Комса, локализованных на южном побережье Норвегии.

В VII тысячелетии до н.э. появляется мезолитическая культура Нествет, свидетельствующая о переходе местного населения к оседлому образу жизни. Хозяйство этого периода остается присваивающим, ориентированным на охоту, рыболовство и собирательство. Имеется прогресс в каменных орудиях труда, связанный с появлением микролитов. В эпоху неолита самыми значительными археологическими культурами Норвегии являются мегалитическая культура воронковидных кубков на юге и ямочно-гребенчатой керамики на востоке.

Для этого периода характерно возникновение элементов производящего хозяйства – примитивного земледелия и скотоводства, которое, однако, не смогло вытеснить охоту, рыболовство и собирательство как основные занятия населения. Не произошло этого и в эпоху бронзы, которая на территории Норвегии наступила в начале II тысячелетия до н.э. Археология свидетельствует, что бронзовых находок в Норвегии сделано значительно меньше по сравнению с другими скандинавскими территориями.

Несмотря на то, что возделывалась пшеница и ячмень, был одомашнен крупный и мелкий рогатый скот, население продолжало вести промысловый образ жизни, особенно явно проявивший себя на севере, имевшем скудные почвы, бедные металлами. Переход от бронзы к железу в Норвегии наблюдался в середине I тысячелетия до н.э. Железный век на этой территории имеет принятое деление на три этапа: доримский, римский и миграционный, связанный с Великим переселением народов.

Хронологически они охватывают чуть более тысячи лет. Этнический состав населения в это время состоял из саамов и германцев. Особенностями этих лет стал не только хозяйственный прогресс, вызванный применением железных орудий труда, но и появление прибавочного п продукта, натурального обмена, имущественного неравенства и разрушения основ первобытного эгалитаризма.

Местные мореходы установили связь с античным миром, о чем свидетельствуют находки бронзовых и железных предметов римского производства. Все это в совокупности спровоцировало тот демографический взрыв, который стал одним из оснований для широкого миграционного движения древнегерманских племен, населявших Скандинавию, на территорию Западной Римской империи и в итоге вызвало ее распад и переход к средневековью.

Средневековая Норвегия

Наступило более миролюбивое царствование Олафа Спокойного, который правил Норвегией мирно 27 лет. В его правление Норвегия достигла значительного благосостояния. После смерти Олафа, в 1095 г., Норвегия вновь разделилась на два государства, и опять возникли бесконечные распри, пока один из конунгов, Магнус III, не стал вновь государем объединённой Норвегии. Он совершил экспедиции в чужие страны, покорил Гебридские и Оркнейские острова и английский остров Мэн и пал в Ирландии в 1103 г. Ему наследовали сыновья его, Эрик и Сигурд. Первый мудрым правлением способствовал мирному присоединению к Норвегии новых областей, строил церкви, монастыри и т. д. Сигурд, напротив, отличался отважным, беспокойным духом древних викингов. В 1107—1111 гг. он предпринял крестовый поход в Святую Землю и вернулся с множеством награбленных сокровищ. В Иерусалиме он обязался перед патриархом устроить в Норвегии епископство и установить церковную десятину, что и было им исполнено.

После его смерти (1130) начинается длинный период междоусобных войн. Государство иногда раздроблялось между несколькими государями, иногда соединялось под властью одного. Духовенство сумело воспользоваться смутным временем, чтобы расширить свои права и привилегии. Это значительно ослабило власть конунга. Норвежская аристократия всё более и более отдалялась от народа и после введения христианства начала сближаться с духовенством, стремясь, совокупно с ним, сосредоточить в своих руках управление страной.

В 1161 г., в царствование Хакона II Широкоплечего, Норвегию посетил папский легат, который заставил признать запрещение браков священников и ввел другие реформы. В Бергене он помазал на царствование 8-летнего Магнуса, избранного конунгом в 1162 г. Магнус происходил от Харальда I по матери; церковь, освятив его наследственные права, дала возможность целому ряду потомков дочерей конунгов предъявлять притязания на норвежский престол. Конунг Магнус в 1174 г. по убеждению Эйстейна, архиепископа нидаросского, обнародовал закон, называемый грамотой Золотого пера и предоставлявший норвежскому духовенству очень большие права. Магнус, называвший себя в этой грамоте конунгом Божией милостью, обещал установить десятину в пользу церкви, отказался от всякого вмешательства в выборы епископов и других церковных сановников и предоставил архиепископу нидаросскому и его духовным советникам преобладающее влияние в решении вопроса о том, которому из сыновей или родственников конунга должна быть отдана корона. Таким образом, назначение конунга народным собранием было заменено в Норвегии диктатурой духовенства и коронованием. Объяснялось это тем, что каждый конунг получал Норвегию как бы в лен от св. Олафа.

После этого произошло восстание под предводительством Эйстейна Мейла, называвшего себя внуком одного из норвежских конунгов — Харальда Гилле. Возникла борьба между двумя партиями, из которых одна называлась Березоногой (биркебейнеры), а другая Кривожезловой (баглерами), от кривого епископского жезла. Борьба продолжалась более столетия и послужила причиной ряда переворотов. Биркебейнеры были уже близки к гибели, когда во главе их стал бывший священник Сверрир, исландец по происхождению, выдававший себя за сына конунга Сигурда Мунна. В 1184 г. Магнус был убит, а Сверрир избран конунгом.

Царствование его является новой эпохой в истории Норвегии; он нанес решительный удар обоим союзникам — духовенству и аристократии — и утвердил демократические начала, на которые опиралось норвежское государство. Он уничтожил могущество дворянского сословия, назначив для управления страной новых людей, зависевших исключительно от него; титулы сохранились, но они представляли теперь не более, чем пустой звук. Он ликвидировал также преобладание духовенства на том основании, что конунг получает свое звание от Бога и властвует над всеми своими подданными. Духовенство восстало против него, папа Иннокентий III отлучил его от церкви, все епископы выехали из Норвегии, но Сверрир оставался непреклонен. Если ему не удалось довести дело централизации до конца, то лишь потому, что ему приходилось бороться все время не только с внутренними, но и с внешними врагами. Борьба продолжалась и после его смерти (1202), как при его сыне Хаконе, так и во время наступившего за тем периода междуцарствия, когда биркебейнеры назначали одного конунга, а духовная партия — другого, пока побочный внук Сверрира — Хакон — не был признан конунгом обеими партиями на собрании в Бергене, на котором присутствовали высшее духовенство, ярлы и крестьяне.

Для Норвегии наступил период мирного развития. Хакон не согласился признать грамоты Золотого пера, но в то же время он выступил в качестве примирителя между крестьянами и духовенством. В деле юрисдикции духовенству была предоставлена полная независимость от гражданского суда; оно избирало своих сановников без вмешательства конунга, а церковные имения были объявлены свободными от воинской повинности. В благодарность за это духовенство помогло Хакону покорить почти всю Исландию и Гренландию. Сын его Магнус VI вступил на престол (1263) уже не по выбору на тинге, а по желанию отца, предложившего народу присягнуть ему на верность перед предполагаемым походом в Данию и обнародовавшего в 1257 г. закон о престолонаследии, не позволявший епископам влиять на выборы конунга и предотвращавший раздробление государства на части. Магнус поддерживал спокойствие внутри государства и мир с соседями и заслужил название Улучшителя законов (Lagabøte); он установил общий закон для всей страны, положив в его основание старое законодательство страны, гулатинг, фростатинг и т. д. Наказания были смягчены, были установлены более точные правила престолонаследия, совершенно устранившие выборы конунга. Существенные перемены, произведенные в государственном строе, заключались в увеличении значения служилых людей конунга и возвышении власти самого конунга. «Лучше всего, если нет никаких ярлов», — говорится в придворном уложении Магнуса. Той же политики придерживались и последующие конунги.

 

 

Настенный ковер из Балдишола, Норвегия. Около 1200 года. Символическое изображение месяцев (апрель и май) в виде воинов.

 

Повозка из погребения в Усеберге

Резьба по дереву

Перегрузка кузова с товаром с повозки на лодку. По материалам раскопок в Усеберге (реконструкция Б. Альмгрена)

Сани из погребения в Усеберге

 

Скульптура,Дания

Гребень,Швеция

Кубок,Дания

Фигурки или украшения из Швеции

Брактеат

Украшение

Изображение драккара на кости

Скульптура из Швеции

Вендельская брошь

 Голова,скульптура

 

Деревообрабатывающие инструменты (реконструкция Б. Альмгрена)

Орудия труда из ящика для рабочих инструментов ремесленника, найденные на месте высохшего озера Мястермюр, Готланд.
В ящике находилось около 150 инструментов, показывающих, что их хозяин был бродячим ремесленником и мастером на все руки — кузнецом, столяром, плотником и лудильщиком. Приблизительно 1000 г. Государственный исторический музей, Стокгольм

рудия ремесленного труда.
А — из ларца с инструментами, принадлежавшего ремесленнику и найденного в Местермюр, на Готланде; Б — из погребения в Бюгланде, Норвегия (по П. Футу и Д. Вильсону)

Картина дня

наверх