На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Древняя Скандинавия

15 подписчиков

Строительство судов

 

 

Судя по изображениям на готландских стелах, первые паруса, сплетенные из полос ткани (может быть, кожи), появились в VII—VIII вв. К этому времени уже были выработаны Т-образный в сечении киль, клинкерная обшивка с железными заклепками. Конструкция обеспечивала прочность и гибкость корпуса, позволяя наращивать его размеры и совершенствовать мореходные качества. Вопреки распространенным представлениям, прямой парус обеспечивал движение практически при любом направлении ветра, включая галсирование против ветра (Elsner 1985- 118). Причем, как можно было убедиться при экспериментальных плаваниях на ладье культурно-исторического общества «Storholmen» осенью 2001 года, простейшая и ранняя форма прямого паруса, преобразуемого также простейшим рангоутом и такелажем в точное подобие косого «латинского» паруса средиземноморского типа, обеспечивает максимальную свободу мореплавания; шведские волонтеры на судне с экипажем 6-8 человек способны добраться до Эстонии. Боевые «драконы» с такой оснасткой в высшей степени располагали фактором внезапности появления у любых морских или озерных берегов и достаточной свободой маневра на широких и полноводных реках.

Киль со шпангоутами и клинкерной обшивкой, фальшборт, палубный настил, «банки» (скамьи для гребцов), составная мачта и длинные весла — основные элементы конструкции нового типа судов. Во вполне сложившемся виде он представлен находками в курганах Усеберга и Гокстада. Этот тип судов был, по существу, универсален: одинаково приспособлен для передвижения в открытом море, прибрежных водах и по большим и средним рекам, внутренним водоемам; пригоден для транспортировки людей и грузов, для пиратских набегов и торговых поездок

Суда из музея Стокгольма

Прогресс северного судостроения позволил решить важнейшие проблемы массовых коммуникаций, передвижения на дальние расстояния значительных масс людей, регулярной циркуляции товаров, постоянного контакта между морскими торговыми центрами, прибрежными районами, с внешним миром. Выражение «корабль — жилище скандинава» стало крылатым. Корабли становятся центральным мотивом изобразительных композиций на готландских камнях, важным элементом наиболее сложного и пышного погребального обряда («королевские курганы» Норвегии), одним из центральных образов эддической и скальдической поэзии. Новые средства морского транспорта обеспечили высокую мобильность представителей различных общественных групп; бонды не привязаны более к одалю и хераду, им доступны новые земли и дальние острова. Корабли стали одной из важнейших материально-технических предпосылок и средств для решения назревших к исходу VIII в. социальных коллизий.

Большой корабль из Гокстада. Реконструкция Б. Альмгрена
А — теоретический чертеж корпуса: а — обводы по мидельшпангоуту; b — уключины под весла; с — крепление щитов; d — обшивка; е — конструкция киля; f — разрез по мидельшпангоуту.
В — процесс постройки

Судно из Усеберга
Вверху — процесс раскопок в Усеберге; внизу — особенности конструкции судна

В течение эпохи викингов прослеживается тенденция к дальнейшему наращиванию размеров судна: «длинные корабли» (langskipar) поздней эпохи викингов были самым эффективным выражением престижа и претензий их владельцев (вплоть до «конунгов-викингов»). Однако уже к средней эпохе викингов, видимо, были достигнуты их пределы, так как длина отражалась на прочности конструкции, лимитированной высотой деревьев «судового леса». Универсальность нового типа судов была исчерпана. В позднюю эпоху викингов начинается дифференциация, появляется перспективный новый тип грузового корабля — knorr и в находке из Скульделёв (XI в.) представлены уже различные типы судов (Olsen, Crumlin-Pedersen 1978).

Картина дня

наверх